Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к лифтам в жилых домах

Требования к лифтам в жилых домах регламентируются несколькими нормативными документами. Основными из них являются:

  • «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУЛ). Этот документ устанавливает общие требования к проектированию, установке, испытанию и эксплуатации лифтового оборудования. В нем содержатся положения о технических характеристиках лифтов, системах безопасности, требования к лифтовым шахтам и машинным помещениям, а также нормы по обслуживанию и ремонту лифтов;
  • «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.09.04-87». Этот документ устанавливает санитарные требования к оборудованию и эксплуатации лифтов, включая вопросы гигиены и безопасности пассажиров, обеспечение чистоты и комфортных условий в лифтовых кабинах и помещениях;
  • «Технический регламент о безопасности лифтов» (ТР ТС 011/2011). Этот регламент устанавливает общие требования к безопасности лифтов и их компонентов на территории таможенного союза. Он определяет требования к конструкции лифтов, системам безопасности, электрическим и механическим компонентам, а также процедуры сертификации и испытаний лифтов.

Кроме того, существуют ряд отраслевых стандартов и руководств, разработанных профильными организациями и ассоциациями, которые также могут содержать дополнительные требования и рекомендации по проектированию, установке и эксплуатации лифтов.

Требования к управляющим организациям в новых Правилах обслуживания лифтов

В 2023 году было принято несколько нормативных правовых актов, касающихся надзора за лифтами, их ввода в эксплуатацию и правил обслуживания в многоквартирных домах (МКД).

Основные требования:

  • самостоятельный ввод лифтов в эксплуатацию;
  • уведомление Ростехнадзора о смене владельца лифта и ответственность за сохранность документации на оборудование;
  • обеспечение соблюдения стандартов безопасной эксплуатации лифта;
  • соблюдение единого порядка ввода лифта в эксплуатацию и его регистрации;
  • организация круглосуточной аварийно-диспетчерской службы и утверждение порядка её функционирования в различных условиях, включая чрезвычайные ситуации;
  • проведение текущего ремонта лифтов в установленные сроки, согласно жилищному законодательству.

Основные требования к лифтам

Требования к лифтам в жилых домах распространяются на лифты, предназначенные для перемещения людей и грузов.

В соответствии с Техническим регламентом  для обеспечения безопасности лифтов в период
назначенного срока службы должны выполняться следующие требования:

  • использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта и других мероприятий в соответствии с рекомендациями изготовителя;
  • выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом;
  • проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования;
  • проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока в форме обследования.

Государственный норматив регламентирует требования по недопущению вандализма. Хорошая вентиляция, умеренная вибрация, изоляция от шума, пожарная безопасность и сигнализация, достаточная скорость, возможность пользования маломобильным группам населения – все это создает условия комфортного перемещения на верхние этажи зданий.

Требования к лифтам в жилых домах:

  • лифтовое оборудование расположено в шахте;
  • наличие пожарной сигнализации;
  • имеется вентиляционная система;
  • исправное стационарное освещение;
  • предохранение плафонов от боя;
  • наличие функции «экстренный вызов персонала»;
  • исправное ограждение шахты;
  • поверхности кабины — прочны;
  • ширина дверей кабины лифта 0.9 м;
  • имеются предупреждающие надписи;
  • зона обслуживания лифта соответствует требованиям действующего ГОСТ;
  • техническое обслуживание проводится, согласно утвержденного графика;
  • исправность датчика «контроль загрузки кабины лифта»;
  • на крыше кабины предусмотрена зона для обслуживающего персонала;
  • равномерное наматывание канатов на барабан;
  • наличие защита шкивов и технологических блоков;
  • средство защиты от увеличения скорости движения;
  • наличие выключателя силовой цепи;
  • исправное управление работой лифта (кнопки выбора этажа).

Требования к аварийно-диспетчерской службе (АДС)

Организация аварийно-диспетчерской службы (АДС) с круглосуточным режимом работы и утверждение процедур ее функционирования, является обязательным условием для обслуживания лифтов в аварийных ситуациях, включающие прием сообщений о поломках и авариях, их фиксацию, передачу персоналу для принятия мер и контроль исполнения. Также предусмотрено устранение неполадок, включая оперативную связь.

Круглосуточное аварийно-техническое обслуживания лифта, включает следующие требования:

  • график работы аварийной службы включая ночные часы и праздники;
  • особенности работы в экстремальных ситуациях (аварии, пожар, затопление, отключение электроснабжения);
  • количество и квалификация персонала;
  • требования к наличию запасных частей и оборудования;
  • обеспечение транспортом и средствами связи;
  • процедура эвакуации из лифта в случае аварийной остановки в течение 30 минут.

Текущий ремонт лифтов должен выполняться в установленные сроки. Внеплановый текущий ремонт должен проводиться в течение 24 часов после получения запроса или остановки лифта.

Требованиями к лифтам в жилых домах пренебрегать не следует! Они создают безопасность перемещения, значит, берегут Ваше здоровье!

Если у Вас возникли вопросы, для получения консультации звоните менеджеру компании «Технолифт Сервис» по телефону ☎ +7 (495) 740-97-84.